В Калининграде показали шедевры Рембрандта и раскрыли их тайны (фото)

Новости Калининграда

© Фото: Пётр Старцев
В Калининграде показали шедевры Рембрандта и раскрыли их тайны (фото)

На выставке «Рембрандт. Шедевры графики» в Музее искусств, Калининград, 17 апреля 2019 года

Вечером 17 апреля 2019 года в Калининградском областном музее изобразительных искусств устроили предпоказ выставки “Рембрандт. Шедевры графики”. Примерно на 100 гравюрах великий голландец зашифровал послания о любви, деньгах, каббале и вере. Специально для “Русского Запада” куратор экспозиции раскрыла несколько тайн гения.

Впервые в таком масштабе
“К 70 графическим листам здесь добавлено ещё почти 30, которые долгое время значились у нас как работы неизвестного художника”, — рассказала Алёна Мирошниченко, куратор экспозиции “Рембрандт. Шедевры графики”, сотрудник Калининградского областного музея изобразительных искусств. Она исследовала таинственные образы 17 века в течение нескольких месяцев. Постепенно искусствовед выяснила, что безымянные работы принадлежат руке Рембрандта. Поэтому на выставке около 100 гравюр. В таком масштабе калининградские музейщики рембрандтовские творения ещё не показывали.

Верблюд в игольном ушке за 100 золотых
“В 17 веке офорты стоили от 0,5 до 5 гульденов, а “Проповедующий Христос”  продавался за 100, поэтому и получил своё второе название “Лист в 100 гульденов, — сообщила искусствовед Алёна Мирошниченко. — Эта небольшая графическая работа, оттиск, стоила как большая живописная картина! Есть две версии: либо Рембрандт сам создал ажиотаж чтобы взвинтить цену, либо цена возросла позже, когда гравюра стала редкостью. Здесь, помимо привычных библейских образов, изображен верблюд. Существует гипотеза, что это отсылка к словам христиан о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богачу попасть в царствие небесное”.

Искусствовед Алёна Мирошниченко ведёт экскурсию по выставке.JPG

Искусствовед Алёна Мирошниченко ведёт экскурсию по выставке 

Сектанты Амстердама и выбор Гёте  
“Эта работа — настоящий детектив, ведь она до сих пор не расшифрована, — продолжила специалист Музея искусств. — В свечении мы видим аббревиатуру “Иисус Христос, царь иудейский” и ещё какие-то надписи. Бытует версия что это каббала, а человек, который здесь изображён — амстердамский сектант. Так это или нет, уже более 300 лет остаётся загадкой. Изначально гравюра называлась “Портрет учёного в своём кабинете”. Намного позже за ней закрепилось другое название, после того как Гёте взял эту работу для иллюстрации к своему “Фаусту”.

Читать также  Даниил Медведев вышел в четвертьфинал "Мастерса" в Монте-Карло

20190417_185547.jpg

Рисовал свою любимую серебром
Есть на выставке и любовь Рембрандта — “Портрет Саскии”, его избранницы. Гений запечатлел образ будущей жены серебряным карандашом. Авторская надпись под рисунком гласит, что этот портрет сделан через три дня после объявления о помолвке.

Практически все рембрандтовские сюжеты с калининградской выставки имеют мировую славу. К примеру, здесь есть версии гравюр с судом над Христом и тремя крестами. Другие такие изображения сейчас выставлены в Рейксмузеуме в Амстердаме.

“Впервые в мире на одних и тех же работах Рембрандт, помимо офорта, использовал ещё две а то и три других графических техники, — говорит куратор выставки. — Здесь использована резцовая и сложная техника сухой иглы (изобретение Рембрандта — прим. “Русского Запада”), которая требует набитой руки. Правильное соединение этих трёх техник требовало громадного времени и мастерства. В результате — уникальные эффекты свето-тени, передачи ткани, фактуры. До этого никто эти три техники не соединял”.

20190417_190232.jpg

Дорога в вечность — через вонь и пепелище
“Это знаменитая мельница Рембрандта, которая называется “Малая Вонючая мельница”, — говорит Алёна Мирошниченко. — Из сотен мельниц Амстердама мастер выбрал именно ту, которая называется Вонючей. Она принадлежала гильдии кожевенников, которые мыли там кожи рыбьим жиром — аромат там стоял впечатляющий, что Ремрандта не напугало. Сегодня самый известный его пейзаж — именно эта мельница.

20190417_190151.jpg

Мастер любил сельские пейзажи. Городских у него мало. Один из них можно увидеть у нас. Чтобы его сделать, художнику “понадобился” грандиозный пожар, в котором сгорела Амстердамская ратуша. Только после этого художник наконец обратил внимание на город Амстердам, а не на его окрестности”.

20190417_190053.jpg

20190417_190116.jpg

В Калининград гравюры Рембрандта попали в 1990-е годы. Вторая жена кёнигсбергского скульптора Германа Бархерта подарила их Художественной галерее, как дань памяти о своём супруге и их прошлом в этом городе. 17 апреля 2019 года местный зритель впервые увидел рембрандтовскую коллекцию Музея искусств полностью.

Читать также  «Всех скорбящих Радость»

© ИА Русский Запад/пс https://ruwest.ru/news/91571/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Читайте хорошие новости!

 

Post Author: Sergey