Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Новости Москвы

Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Якоб Йорданс. «Сатир в гостях у крестьянина». Около 1622 – начало 1630-х. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Русский Йорданс».

Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России», где впервые представлены практически все работы художника и его мастерской из музеев страны, открылась в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Основную лепту в экспозицию внесли сам Пушкинский музей и Эрмитаж, где эта выставка прошла весной. В Москве показывают на одну работу меньше: «Бобовый король» остался в Петербурге из соображений сохранности. Также на выставке можно увидеть картины из собраний региональных музеев, до того мало известные не только широкой публике, но и специалистам.

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее

Якоб Йорданс. «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами». Фото: Государственный Эрмитаж

Из Екатеринбургского музея изобразительных искусств приехало полотно «Мелеагр и Аталанта». Прежде его считали репликой картины 1618 года из Антверпена, но при реставрации и подготовке к выставке в 2013 году на нем нашли автограф и переатрибутировали как оригинал работы Йорданса — и даже, возможно, ее первый вариант. Это полотно было передано из Эрмитажа в Екатеринбург в 1949 году. Из Нижегородского государственного художественного музея прибыли «Христос и самаритянка», а Пермская государственная художественная галерея предоставила «Пир короля» (реплику «Бобового короля») и «Павла и Варнаву в Листре».

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Якоб Йорданс. «Этюд головы молодой женщины». Около 1635–1640. Фото: Государственный Эрмитаж

Впервые широкая публика может увидеть полотно «Оплакивание Христа» мастерской Йорданса, которое находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры и не покидало его с 1794 года. Это самая крупная работа на выставке, и, глядя на нее, нетрудно догадаться, что именно из-за внушительности Екатерина Великая предпочла преподнести ее петербургскому храму, где произведение западного автора стало служить в качестве православного молельного образа. Показательный факт: то, что работа создана Йордансом, а не Рубенсом и изображает «Оплакивание Христа», а не «Снятие с креста», было установлено лишь в XXI веке, что вернуло картину в научный оборот. Предыдущие публикации этого изображения можно найти только в дореволюционных путеводителях по лавре.
Всего в двух залах ГМИИ представлено 18 картин кисти Йорданса и его мастерской, а также 31 рисунок.

Читать также  Подольчанка стала чемпионкой мира по пожарно‑спасательному спорту

Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Якоб Йорданс. «Оплакивание Христа». 1650-е. Троицкий собор, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вслед за выставкой коллекции Щукина, только что завершившейся в Пушкинском музее, зритель получил возможность взглянуть на иной путь пополнения собраний наших музеев. Большинство представленных работ Йорданса оказались в России уже во второй половине XVIII века как приобретения императрицы Екатерины II. Русские Йордансы происходят из собраний Роберта Уолпола, Пьера Кроза, а также из коллекций Эрнеста Гоцковского и Генриха фон Брюля.
ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
17 сентября – 30 ноября

Софья Багдасарова

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/7314/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Читайте хорошие новости!

 

Post Author: Sergey